Статьи
Автор: Елена Беляева   

Удивительные дети, великолепный коллектив, красота и гармония – это школа искусств “Ювента”. Огромный талант во всем, что она делает, утонченность, сочетание глубочайшей интеллигентности и абсолютно современной деловитости это ее создательница и неизменный руководитель Фируза Анатольевна Тимофеева.


Корр.: Ваша школа - явление уникальное для нашего города и даже для Украины. Расскажите о ваших достижениях.

Ф.А.: Наши достижения сегодня - это наши ребята, выпускники, лауреаты международных конкурсов - в России, Франции, Италии, дети, которые заканчивают консерваторию с отличными оценками и профессионально занимаются академической музыкой. Созданная нами система образования и уровень подготовки позволяют детям поступать в консерваторию сразу после школы, минуя звено музыкального училища. Есть место и случаю в истории становления нашей школы. Так, знаковым оказалось знакомство с Игорем Алексеевичем Никифоровым, известным композитором - на конкурсе пианистов памяти Святослава Рихтера в 1997 году. Та поездка стала триумфальной - две моих девочки, Саша Лукьяненко и Саша Довбыш, получили первую и третью премии. Мать Никифорова была родом из Херсонской губернии, и со времен знаком- ства он постоянно поддерживает нашу школу - помогает музыкальной литературой, своей музыкой. Игорь Алексеевич оказывает нам неоценимую меценатскую поддержку в организации и оплате концертов для одаренных детей в Париже. Он познакомил нас с Ретой Казарян, которая живет в столице Франции, там же работает и Игорь Панов, композитор и продюсер нашей школы.

Корр.: Как возникла идея создания школы?

Ф.А.: В Херсон я попала случайно, направляясь в Москву. Родом я из Грузии, и та необыкновенная музыкальная атмосфера, которая царила в Грузии того времени, оказала на меня сильнейшее влияние. Единственной консерваторией была Тбилисская, попасть в которую было невероятно сложно, однако мне посчастливилось поступить и закончить ее. Истинным везением считаю и общение с великими людьми, с московской профессурой. Конечно же, я всегда работала на результат. Если я брала детей, то всегда считала, что все дети талантливы. Бездарны только педагоги, которые не могут их раскрыть. Меня всегда спрашивали мои же коллеги: как тебе удается так отбирать детей - да я не отбирала их, я брала всех подряд! Очень трудно мне было, конечно, и тесно в рамках херсонской школы, любой успех сопровождался какой-то завистью, мое сердце разрывалось, но я продолжала заниматься с детьми, готовила на область мастер-классы, любила, когда приезжали ко мне преподаватели из методкабинетов разных школ, не было года, когда бы я не подготовила сольный концерт детей класса. Я делилась своей методикой, которую бесконечно черпала в той же Москве, в том же Тбилиси. И так получилось, что мы задержались в Херсоне. Оказавшись перед дилеммой, вкладывать ли деньги в личные блага или же создавать школу, я выбрала второе, потому что мне нужно было получать удовлетворение в этой жизни, в этом городе. И поэтому все деньги были брошены на то, чтобы купить инструменты, арендовать здание... Тогда это было легче, чем сейчас... Я поехала в Министерство культуры в Киев, и мне сказали, что это первая на Украине частная школа искусств. Шел 1994 год.

Корр.: Кто придумал название? Что оно означает?

Ф.А.: Тогда принято было давать названия школам, магазинам и всему тому частному, что создавалось. Мы долго думали, и назвали ее "Ювентой", потому что Ювента - это богиня юности в древнегреческой мифологии, а так как это школа юных, поскольку, в принципе, у нас дети занимаются от 3 до 17 лет, то и мы должны быть юными.

Корр.: Вы собираете у себя людей творческих, а они натуры ранимые и чувствительные. Как вам удается находить с ними общий язык? Не было ли сложно на начальном этапе?

Ф.А.: Ну, мне уже достаточно много лет, и мудрости хватает для того, чтобы ориентироваться в среде творческих людей. Однако поначалу было очень непросто. Создавая школу, я понимала: это люди, за которых я буду в ответе, потому что создавать школу мы будем общими усилиями. То есть теория Экзюпери тут очень четко работает... Понимаете, мне мало было того, что человек, которого я приглашу работать в свою школу, будет профессионалом. Важным было также и то, чтобы он был порядочен, предан делу, которому служит. И таких людей в своем кругу я нашла. Начинала я с двумя уникальными, незаурядными людьми, людьми кристальной честности, искренне любящими свою работу, настоящими профессионалами - Ириной Яковлевной Чепурной, преподавателем сольфеджио и музыкальной литературы, и Ириной Ольгердовной Глухов- ской. И я благодарна им за помощь, за поддержку - прежде всего эмоциональную, за все то, что они вкладывали - и продолжают это делать - в сердца и души наших детей. Изначально эта школа существовала как музыкальная. Через год пришла Лариса Ивановна Бабак - это мэтр, хормейстер, удивительный человек, и, в общем-то, она - основатель отделения детского вокала, впервые открытого именно в нашей школе: до этого дети пели только в хорах. Позже я пригласила Наталью Витальевну Лелеко, заслуженную артистку Украины, талант которой не требует представлений или рекомендаций. Отлично работает с детьми в классе вокала Татьяна Ивановна Григорова. Долгое время Хореографическим отделением заведовала Галина Ивановна Шаборшина, теперь же - двое молодых преподавателей - Ирина Ивановна Режик и Ирина Ивановна Головина. Живопись вела много лет Татьяна Рыто- ва, сейчас у нас работает Леонид Григорьевич Смагин и молодой преподаватель Татьяна Николаевна Нечипорчук. Вообще я счастливый человек. Счастливый в том плане, что профессия и увлечение, хобби, совпали. И поэтому все, что я делаю, я делаю с большим аппетитом, я делаю вкусно. Это тот случай, когда я бегу на работу, потому что хочу этого, и к счастью, команда, преподаватели, которых я подобрала в этой школе, - такие же одержимые люди. Это дорогого стоит, потому что редко так бывает.

Корр.: А вообще работа педагогического коллектива вашей школы - это методики или все же больше творчество?

Ф.А.: Это творчество. Школа отличается тем, что мы меньше пишем, больше общаемся и больше обсуждаем развитие каждого ребенка... Да и обстановка у нас другая, и я горжусь этим. Зависти со стороны педагога, почему его ребенок выступил хуже другого, у нас нет, потому что за одного ребенка отвечают все преподаватели. Весь педагогический корпус отвечает за одного ребенка! И если, скажем, ребенок занимается вокалом, то на одном индивидуальном уроке присутствуют педагог по вокалу, концертмейстер, подбирающий репертуар, и педагог по сценическому мастерству... То есть мы формируем общую культуру каждого ребенка в отдельности. Почему я горжусь чрезвычайно своей школой и работой преподавателей? Потому что я вижу результат, результат колоссальный, и все, кто приходят на наши концерты, говорят, что это невероятно, что в Херсоне мы растим таких уникальных деток - даже в Киеве нет ничего подобного... У детей формируется стиль, вкус - конечно, если ребенок один раз прикоснулся к искусству, он уже не забудет этого. И уже это выделяет наших детей среди их сверстников. Они спешат сюда, потому что здесь их среда, им это интересно, они хотят этим заниматься...

Корр.: Вы работаете с детьми от 3 до 17 лет. А кого чаще приводят сегодня - малышей или уже сформированных, довольно самостоятельных "взрослых детей"?

Ф.А.: Сейчас больше стали приводить трехлеток. Мы создали для этого Центр раннего развития для детей от 3 до 6, чтобы родители вместе с детьми и педагогами могли выяснить, определиться, над чем лучше работать ребенку. Поэтому дети у нас занимаются музыкой, изобразительным искусством, хореографией и развитием речи. Развитие речи мы ввели в этом году, пре подаватель - Лариса Александровна Лютая, это единственная в Херсоне актриса, которая имеет московскую школу. На индивидуальных занятиях она занимается даже с детьми, которым логопеды не могут помочь, - и результаты по сценречи, ораторскому мастерству просто ошеломляющие. В конце года мы уже можем вместе с родителями и педагогами, которые ведут малышей, подсказать, чем им надо целенаправленно заниматься, в чем они себя ярче проявляют. И многие родители потом выбирают для ребенка хореографию для осанки и общего физического развития и обязательно, скажем, или музыку, или театр, или живопись... Что еще интересно - у нас есть музыкальный театр. Это синтез театра. Мы объединяем в общий сценарий вокалистов, пианистов, тех, кто ходит на театр. Сценаристы у нас - Людмила Алексеевна Блажкевич и Виктория Владимировна Медовая (уникальный человек, она закончила как композитор Минскую консерваторию и как журналист - МГУ). Проводим также Музыкальные ассамблеи: большая шоу-программа проходит в театре, где ставятся детские мюзиклы, которые пишутся специально для детей. А в художественном музее проходит обязательный концерт, где те же дети уже демонстрируют свой академизм. Они играют классические произведения на рояле, исполняют духовные произведения.

Корр.: Вы говорите "вместе с родителями". А вообще много ли внимания в школе уделяется работе с родителями?

Ф.А.: У нас школа второй половины дня. Занимаются дети до 8 вечера. Занятия проходят по расписанию и, конечно же, индивидуальный график ребенка согласовывается с родителями. Вообще мы работаем в очень тесном контакте. Им разрешают сидеть на занятиях. Я могу сказать, что мы формируем у них любовь к тому, чем занимается ребенок. Поэтому постоянно проводятся концерты, проходят выставки детских работ. Когда я веду концерт, рассказываю о каждом ребенке то, чего родители, может быть, о нем до сих пор не знали! Даже когда мы начинали, кроме обязательных академических концертов, у нас были рождественские праздники, которые мы проводили вместе с родителями. И программа готовилась и для детей, и для родителей. Мы начинали в 5 часов вечера, закончить их было невозможно, они завершались где-то в 4-5 утра, и это безумно нравилось родителям, они жили в этой атмосфере вместе с детьми, они мчались сюда, они старались помочь и помогали...

Корр.: Как вы считаете, существует ли для ребенка такое понятие, как "поздно", "поздно начинать"?

Ф.А.: Начинать никогда не поздно, главное - правильно направить. И это легко сделать: дифференцированный подход на индивидуальных занятиях позволяет раскрыть каждого ребенка. Так же мы подходим и к подбору программ. Марина Дмитриевна Харланова ведет у нас такой предмет, как "Импровизация", - то, чего в школах раньше не давали и, более того, запрещали. Сейчас она учит детей на факультативе подбирать по слуху песни, импровизировать, сочинять - она знает, как это делать, потому что сама заканчивала композиторское отделение, чтобы дети, окончив школу, дружили с инструментом. Ведь то, на чем мы делаем акцент - умение понимать музыку, чувствовать себя свободным в ее среде. У детей, поначалу закомплексованных, зажатых, по окончании театрального и фортепианного отделений нашей школы, появляется возможность раскрыть себя и посмотреть на себя другими глазами. Дети раскрепощаются, становятся уверенней в себе, а это открывает перед ними блестящие перспективы, даже если их жизненный путь не будет связан с музыкой или театром. Мы делаем детей свободнее. А свободный человек - это человек, который всегда сумеет себя найти.

 


Из нашей жизни

imageimageimageimageimageimageimageimage

Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 30515

Кто на сайте

Сейчас 36 гостей онлайн

Европейский стиль

Херсонская школа искусств “Ювента”